Учет основных средств

Учет основных средств – это важная составляющая бухгалтерского учета предприятия. В любом производственном процессе используются средства, с помощью которых люди работают и создают условия для труда. Эти средства составляют основу предприятия, поэтому в бухгалтерском учете они называются основными. Особенность основных средств заключается в том, что они имеют длительный срок использования (более 1 года), при этом не меняют внешнюю форму, но изнашиваются внутренне, тем самым теряют свою стоимость. Основные средства классифицируются и учитываются следующим образом:




  1. По назначению (земля, здания и сооружения, транспортные средства, машины и оборудования, прочие основные средства, биологические активы, разведочные активы)
  2. По характеру эксплуатации (собственные и арендованные)
  3. По принадлежности (в эксплуатации, в запасе, в консервации)

Оценка основных средств классифицируется по видам:

  1. Первоначальная или историческая стоимость – сумма приобретения или изготовления основного средства
  2. Текущая или восстановительная стоимость – сумма после переоценки основных средств. Во время эксплуатации основных средств их стоимость на рынке меняется и для того, чтобы их стоимость довести до реальной рыночной, основные средства нужно переоценивать.
  3. Амортизационная стоимость – сумма начисленного износа на основные средства.
  4. Остаточная или балансовая стоимость – сумма за вычетом износа. Называется эта стоимость балансовой, потому что по этой стоимости отражаются основные средства в балансе.
  5. Реализационная стоимость – стоимость основных средств при реализации.
  6. Ликвидационная стоимость – стоимость материальных ценностей при ликвидации основных средств.

Ежемесячно начисляется износ на основные средства. Этот износ входит в затраты компании, себестоимость продукции, а также в цену реализации. Износ начисляется по определенным ставкам.  Нормы основных средств определяются компанией, но не выше предельных, которые отражены  в налоговом кодексе РК:

Для I группы – 10%

Для II группы  – 25%

Для III группы  – 40%

Для IV группы  – 15%

Методы начисления износа:

  1. Метод прямолинейного списания.
  2. Производственный метод.
  3. По предельным нормам от остаточной стоимости ОС.

Начисление износа начинают со следующего месяца после приобретения объекта ОС. Прекращают начислять износ со следующего месяца после выбытия объекта ОС. Прием основных средств оформляется Актом приемки-передачи основных средств. Составляется он в двух экземплярах: один для передающей стороны, второй для принимающей. Акт должен быть утвержден руководителем принимающей стороны. Далее акты с технической документацией поступает в бухгалтерию, и, опираясь на эти документы, проводится операция поступление основных средств.

Выбытие основных средств оформляется Актом приемки-передачи и Актом о списании. Если же основные средства передаются внутри компании, например, из отдела в отдел, то тогда составляется накладная на внутреннее перемещение основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется пообъектно или по группам. На каждый объект или группу основных средств заводится инвентарная карточка. В ней  отображена вся информация о данном основном средстве – поступление, ремонт, переоценка, выбытие.

Наша компания предлагает услуги профессиональных бухгалтеров, которые отлично знают свое дело и правильно организуют учет основных средств вашей компании. Для этого вам нужно просто позвонить или написать нам, и мы с радостью поможем вашему бизнесу.